Значительный успех в оснащении горнодобывающих предприятий республик б.СССР карьерным транспортом достигнут производственным объединением «Белорусский автомобильный завод» — за более, чем сорокалетний период
ПО «БелАЗ» освоило серийно типоразмерный ряд карьерных автосамосвалов грузоподъемностью от 30 до 200 т и выпустило более 115 тыс.ед. этого оборудования (табл. 5). За последние несколько лет «БелАЗ» модернизировал практически все основные классы автосамосвалов грузоподъемностью 30, 42, 80, 120, 180 т. В 1999 г. изготовлена партия автосамосвалов грузоподъемностью 30 т и 42 т с двигателями фирмы Deutz и Daimler-Benz, обеспечивающих высокую надежность и уменьшение эксплуатационных расходов. Выпущена промышленная партия автосамосвалов БелАЗ-75473 на шинах 21.00×35 с дизельным двигателем КТА-19С фирмы Cummins. Данная модель является результатом модернизации 42-тонного автомобиля и увеличения его грузоподъемности до 45 т. При этом был внедрен целый ряд усовершенствованных узлов и систем, в т.ч. сухие дисковые колесные тормоза с гидроприводом, гидротормоз гидромеханической передачи (ГМП) увеличенной эффективности, водомасляный теплообменник для охлаждения масла ГМП, автоматическое переключение передач, усилен задний мост и другое. Был изготовлен вариант БелАЗ-75473 с модернизированной коробкой передач, в которой вместо гидравлического тормоза-замедлителя был установлен многодисковый маслоохлаждаемый тормоз фрикционного типа.
БелАЗом созданы новые модификации 80-тонного самосвала БелАЗ-75491 и БелАЗ-75492 — единственной в мире модели с полностью независимой подвеской всех колес. Применение более совершенных дизельных двигателей фирмы Cummins и 6ДМ-21АМ с мокрым картером позволило использовать рулевое управление с неразрезной трапецией, применены раздельные топливный и масляный баки с более надежным креплением и устранением концентраторов напряжения на раме. Силовой шкаф пускорегулирующей аппаратуры размещен в более чистой зоне, вместо необдуваемых тормозных резисторов КФ-56 установлен более мощный вентилируемый УВТР 2×600, внедрен ряд других изменений.
Основную часть программы выпуска 120-тонных автосамосвалов в 2000 г. будут составлять БелАЗ-7512А, 7514, 75145 с новой электромеханической трансмиссией на основе тяговых генераторов переменного тока ГС-525 и фирмы КАТО. Данные модификации хорошо зарекомендовали себя при эксплуатации в ряде карьеров, в том числе на Айхальском и Михайловском ГОКах, показав надежную и высокопроизводительную работу при очень хорошей топливной экономичности.
Кроме модернизации серийно выпускаемой техники БелАЗом осуществлен выпуск и успешно испытан ряд автосамосвалов нового поколения. В их числе совершенно новая модель — БелАЗ-7555В грузоподъемностью 55 т с двигателем КТТА-19С мощностью 515 кВт. Новые технические решения в конструкции цилиндров подвески и увеличенной рессорной колеи повысили показатели устойчивости и управляемости, что важно при движении в сложных дорожных условиях карьеров.
В 1999 г. освоено производство еще одной новой автомашины — БелАЗ-75131 грузоподъемностью 130 т с двигателем КТА-50С мощностью 1176 кВт и электротрансмиссией переменно-постоянного тока. Два первых образца этой модели успешно прошли приемочные испытания на горнодобывающих предприятиях Кольского полуострова, которые показали, что автосамосвал имеет прекрасные характеристики по плавности хода, одинаково устойчив на крутых поворотах как в груженом, так и в порожнем состоянии.
Значительно повышена эффективность электродинамического торможения, что позволяет тормозить автомобиль вплоть до полной его остановки. В электроприводе БелАЗ-75131 внедрены электронные блоки, улучшающие работу системы электропривода, упрощающие обнаружение неисправностей электропривода и их устранение. В целом внедренные конструктивные новшества позволили увеличить производительность нового автосамосвала (по сравнению с серийным 120-тонным) более чем на 13%, снизить удельный расход топлива на 19%, а себестоимость перевозок — на 12%. Автосамосвал особо большой грузоподъемности нового поколения — 200-тонный БелАЗ-75303 успешно прошел испытания на ОАО «Разрез Кедровский». В его конструкции применена силовая установка, состоящая из дизельного двигателя 12ДМ-21АМ мощностью 2400 л.с. и тягового генератора ГС-523 мощностью 1400 кВт со встроенной обмоткой возбуждения. С целью улучшения тягово-динамических свойств, повышения надежности и экономичности автосамосвала проведено существенное усовершенствование тягового электропривода: пускорегулирующая аппаратура выполнена на основе микроэлектроники; выпрямитель и воздушный фильтр системы охлаждения электротрансмиссии размещены в общем шкафу; статорные обмотки генератора подключены к выпрямителю, который в тяговом режиме соединен последовательно с якорными обмотками и обмотками возбуждения тяговых электродвигателей (ТЭД). Управление током возбуждения генератора осуществляется системой автоматического регулирования. Благодаря последовательному включению ТЭД обеспечивается равенство их токов и моментов, что улучшает управляемость автосамосвалом на поворотах, уменьшает износ шин, повышает ресурс ТЭД. Рулевое управление автосамосвала гидрообъемного типа -с внутренней гидравлической обратной связью. Большой угол поворота передних колес (до 40°), укороченная до 6100 мм база автосамосвала обеспечивают ему хорошую маневренность с минимальным радиусом поворота 15 м. Рабочие тормоза передних и задних колес — дискового типа с автоматической регулировкой зазора в паре трения. Первые 40 тыс. км пробега он прошел в ходе приемочных испытаний.
В настоящее время ПО «БелАЗ» работает над созданием модификаций карьерных автосамосвалов особо большой грузоподъемности 200 — 220 т с дизельными двигателями различных фирм: БелАЗ-75304 — с двигателем 8ЧН 26/26 мощностью 2400 л.с. ОАО «Коломенский завод» и БелАЗ-75306 с двигателем QSK60 мощностью 2500 л.с. фирмы CUMMINS. Предусматривается комплектация автосамосвала шинами радиальной конструкции 40.00R57, что позволит довести его грузоподъемность до 220 т.
Устойчивая тенденция роста глубины карьеров и соответствующего увеличения плеча откатки в мировой практике открытой разработки месторождений предопределили главное направление развития карьерного автотранспорта — выпуск автосамосвалов особо большой грузоподъемности .
БелАЗом разработан и испытывается 280-тонный автосамосвал БелАЗ-75501, на котором установлен 165-литровый низкоскоростной локомотивный дизель мощностью 2317 кВт. Особенностью БелАЗ-75501 является колесная формула 4×4 и шарнирно-сочлененная рама.
В настоящее время БелАЗом начаты работы по созданию карьерных автосамосвалов с электромеханической трансмиссией переменно-переменного тока на шинах 55/80 R63: БелАЗ-7570 грузоподъемностью 420-450 т с колесной формулой 4×4 и двумя дизель-генераторными установками мощностью по 2700 л.с. каждая и автосамосвала по классической колесной формуле 4×2 с дизель-генератором мощностью 4000 л.с. грузоподъемностью 280 — 320 т. Сопоставление автосамосвалов с механической и электрической трансмиссией по показателю «коэффициент тары» (рис. 2) показывает, что электрическая трансмиссия обеспечивает лучший коэффициент тары при грузоподъемности автосамосвала до 180 — 200 т, при грузоподъемности более 200 т коэффициент тары одинаков. Сопоставление эксплуатируемых на карьерах в настоящее время моделей автосамосвалов различных фирм по стоимости одной тонны массы порожнего автосамосвала показывает, что цена автотранспортных средств производства ПО «БелАЗ» практически в два раза ниже, чем у аналогов фирм-конкурентов.