Как утверждает большинство производителей кранов, продажа этих машин в Европе еще не полностью вышла на прежний уровень после спада начала 1990-х годов, хотя в производстве автокранов технологические новинки появляются постоянно. Их главная особенность — мобильность — является ключевым качеством для городского строительства, где задержка с появлением крана на стройплощадке ведет к ощутимым финансовым потерям подрядчика. Именно поэтому спрос на эти машины никогда не упадет ниже критической отметки, а большие строительные компании всегда будут иметь в своем распоряжении хорошо подготовленный парк автокранов.
Компания Liebherr, вне всякого сомнения, является одним из мировых лидеров в краностроении. Очередным доказательством этого стал впервые показанный во время строительной выставки Bauma’98 500-тонный автокран LTM1500c с самой длинной стрелой для автокранов этого класса в мире. Семисекционная стрела длиной 84 метра была показана на 500-тонном автокране LTM1500 еще во время строительной выставки Bauma’98.
Эта новая 84-метровая стрела имеет профиль в виде широкого овала, которая, по словам представителей компании, предотвращает продольный изгиб и обеспечивает отличные грузоподъемные характеристики, а также высокую устойчивость даже при наличии длинных гуськов. Скоростная система телескопирования Telematik позволяет осуществлять полностью автоматическое выдвижение стрелы. Удлинить эту 84-метровую стрелу можно с помощью решетчатой стрелы, благодаря чему достигается высота подъема до 140 м. Грузоподъемные характеристики данной стрелы выглядят следующим образом:
161,0 т при вылете 10 м;
84,0 т при вылете 20 м;
38,5 т при вылете 40 м;
21,2 т при вылете 60 м;
11,6 т при вылете 80 м;
1,8 т при вылете 108 м.
Помимо этой 84-метровой стрелы, восьмиосный кран LTM1500 может быть по желанию заказчика оборудован четырехсекционной 50-метровой стрелой, которая остается на автокране и во время его передвижений по дороге. Что касается 84-метровой стрелы, то в соответствии с европейскими правилами перемещения грузов, она должна транспортироваться на отдельном прицепе. Автокран LTM1500 оснащен 8-цилиндровым турбодизелем Liebherr D 9408 TI-E с охлаждением воздуха для наддува мощностью 440 кВт, полностью отвечающим нормам EURO II. Проверенная и хорошо зарекомендовавшая себя автоматическая коробка передач Allison с преобразователем крутящего момента и тормозом-замедлителем имеет электронную систему управления, 5 передних и 1 заднюю передачу. Максимальная скорость передвижения автокрана составляет 77 км/ч, а преодолеваемый подъем — 28%. Благодаря вышеперечисленным конструктивный решениям данный 500 тонный кран от Liebherr является лидером продаж в своем классе.
Еще одним новым автокраном от Liebherr является высокотехнологичный кран нового поколения 80-тонный LTM1080/1 с самой современной ходовой частью и крановыми технологиями будущего. После выставки Bauma’98 было продано уже более 200 таких машин. Кран оснащен 48-метровой телескопической стрелой, которая обеспечивает высокую точность и выдающуюся грузоподъемность по всему радиусу действия. Управление движением крана может осуществляться из кабины крановщика. LTM1080/1 является лучшим краном успешной серии мобильных кранов от Liebherr.
Еще одним из крупнейших производителей мобильных кранов является компания Grove Worldwide, представляющая свою продукцию на мировом рынке более 50 лет. Годовой выпуск компании в настоящий момент составляет 1500 кранов.
Как утверждают представители Grove, за последние три года компания более чем вдвое увеличила свое присутствие на рынке Европы. В основном это произошло благодаря приобретению фирмой Grove компании Krupp Mobilkrane в 19956 году. Первой, полностью новой моделью вышедшей с завода Grove в Вильгельмсхавене со времени его покупки у Krupp, стал кран GMK6250 с грузоподъемностью в 250 тонн. По информации компании, этот кран является универсальной подъемной машиной, которая установила новые стандарты в этом классе кранов. В дополнение к 60-метровой пятисекционной основной стреле, выполненной из высокопрочной стали, Grove предлагает целый ряд удлинителей стрелы от 19 до 51 м, с углами наклона от 3 до 25 градусов. Удачное сочетание конструкторских решений со специализированным набором опций, позволили крану GMK 6250 показать завидные технические и грузовые характеристики, которые незамедлительно сказались на спросе в строительном рынке Европы.
Второй новинкой прошлого года на рынке мобильных кранов стал кран GMK5100, грузоподъемностью 100 тонн. Это — пятисекционная 51-метровая основная стрела совершенно новой конструкции, оснащенная надежной двойной системой блокировки главного цилиндра TwinLock; новая система контроля EKS4; двигателем Mercedes Benz OM502LA мощностью 350 кВт (EURO II/EUROMOT/EPA/CARB(non-road). Длительное сотрудничество с известными производителями позволило привлечь их технический потенциал для улучшения качества кранов Grove. Так, устанавливаемые на кранах данной серии двигатели Mercedes Benz получили новые экономичные параметры. Оснащение кранов Grove новой системой ECOS (Система Электронного Управления Работой), позволяет обеспечивать полный контроль работы на принципиально новом уровне работу гидравлических систем. Хорошо зарекомендовала себя система подвески каждого колеса MegaTrak, установленная на данной серии кранов.
Семейство компактных кранов для пересеченной местности фирмы Grove недавно пополнилось новой короткобазной моделью с грузоподъемностью 200 тонн RT522B, специально предназначенной для работ на рынке аренды строительных машин. Этот новый кран оборудован трехсекционной основной стрелой длиной 23,8 м, а также складной дополнительной стрелой длиной 7.6 м. Данный модельный ряд кранов позволяет использовать их в крайне тяжелых условиях работы.
Кроме того, недавно компания Grove выпустила первый произведенный в США автокран с прямой стрелой под маркой National, который был специально адаптирован для европейского рынка. Считается, что Natiоnal является лидером на рынке Северной Америки, так как фирма выпускает полный набор автокранов от 5 до 30 тонн и предлагает свои краны на самых разнообразных моделях тягачей. Обозначенный как TMS3025, данный трехосный 25-тонный кран имеет пятисекционную 38,7-м основную стрелу, а максимальная вертикальная досягаемость этой машины составляет 41,8 м.
Работа в стесненных условиях является специализацией семейства кранов City Crane от компании КАТО. По словам представителей компании КАТО, это семейство кранов является отражением новейшей тенденции на европейском рынке. Первый двухосный City Crane был выпущен в Японии около восьми лет назад, а на настоящий момент компания КАТО продала уже порядка 4000 машин во всем мире. Данная серия состоит из двух моделей: 10-тонного CR-100 и 25-тонного CR-250. Как утверждают, CR-250 способен работать даже в самых стесненных условиях, а при максимальной высоте подъема грузов 36,5 м, этот кран показал, что его использование может помочь сэкономить значительное количество средств, поскольку он не создает пробок и ограничений движения транспорта на городских дорогах. Доказательством этого служит не прекращающийся поток заказов на эти машины, сообщают представители компании.
ОАО «Галичский Автокрановый Завод» и его основной акционер ООО «Кудесник» представляют широкий спектр отечественных гидравлических кранов на автомобильном шасси, предназначенных для выполнения погрузочно-разгрузочных и строительно-монтажных работ на рассредоточенных объектах с различным типом подъездных путей.
Автокраны имеют грузоподъемность 15, 16, 20, 22 и 25 тонн и устанавливаются на шасси автомобилей МАЗ, ЗИЛ, КамАЗ, КрАЗ и Урал. По желанию заказчика возможна установка кранов на шасси других автомобилей (в том числе на специальные шасси автомобильного типа), а также доработка кранов по конструкции и климатическому исполнению в соответствии с требованиями заказчика.
Привод крановой установки — гидравлический, раздельный от гидронасосов. Отбор мощности производится от двигателя базового шасси через коробку передач и дополнительную коробку отбора мощности. Все краны имеют индивидуальный, независимый привод каждого исполнительного механизма от гидромоторов и гидроцилиндров и оборудованы гидравлическими выносными опорами.
Гидравлическая система обеспечивает плавное управление крановыми механизмами и выносными опорами, совмещение крановых операций, а также предоставляет оператору широкий диапазон регулирования скоростей рабочих операций.
Все гидроцилиндры крановых установок — собственного производства ОАО «Галичский Автокрановый Завод». В их конструкции использованы высококачественные уплотнения из импортных материалов.
Двухсекционные (от 8 до 14 м) и трехсекционные (8-18 м и 9,7-21,7 м) телескопические стрелы обеспечивают кранам компактность и маневренность при переездах, обширную зону и большую высоту перемещения груза при работе. Возможность телескопирования стрелы с грузом на крюке позволяет кранам выполнять специальные задания: устанавливать грузы в труднодоступных местах, пронося их среди смонтированных конструкций. Для расширения зоны обслуживания и увеличения размеров подстрелового пространства краны комплектуются решетчатым гуськом длиной 7,5 м или 9 м. В транспортном положении гусек крепится сбоку на стреле. Перевод гуська из транспортного положения в рабочее и обратно производится вручную без применения грузоподъемных средств.
Использование различных автомобилей в качестве базового шасси в совокупности с небольшими габаритами самих кранов делают возможным их применение как в стесненных условиях современных городов, так и в условиях бездорожья на объектах, находящихся в труднодоступных и удаленных местах.
Безопасную работу кранов обеспечивает комплекс специальных приборов и устройств, в том числе микропроцессорный ограничитель грузоподъемности, который автоматически защищает кран от перегрузки и опрокидывания, а в режиме «координатной защиты» ограничивает перемещение подвижной части крана в заданной рабочей зоне, что особенно необходимо при работе в стесненных условиях или вблизи линий электропередач. Ограничитель грузоподъемности имеет встроенный прибор фиксации характеристик — «черный ящик», а также встроенный модуль защиты крана от опасного напряжения. Вся информация о работе крана выдается в цифровой форме на дисплей в кабине машиниста.
Необходимо также заметить, что конструкция автокранов соответствует всем требованиям «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» Гостехнадзора РФ с учетом действующих изменений и дополнений. На все модели получены Сертификаты соответствия Госстандарта России.
Еще один отечественный производитель завод «Автокран» предлагает строителям достаточно широкий модельный ряд автокранов, среди которых особо следует упомянуть модель КС-6973 грузоподъемностью 50 тонн и грузовым моментом 150 тм, смонтированную на специальном шасси повышенной проходимости КЗКТ-7926. Привод механизмов этого крана — гидравлический, от насосов, приводимых в действие двигателем шасси ЯМЗ-238Б мощностью 220 кВт. Гидропривод обеспечивает легкость и простоту управления краном, плавность работы механизмов, широкий диапазон рабочих скоростей и совмещение крановых операций. Кран оборудован четырехсекционной телескопической стрелой, длина которой варьируется от 10,6 до 31 м, а вылет находится в пределах от 1,8 до 26 метров. Для увеличения подстрелового пространства по желанию заказчика кран может комплектоваться легким решетчатым удлинителем стрелы (гуськом), длина которого может быть 9 или 15 метров, а также вспомогательной лебедкой. Микропроцессорный ограничитель грузоподъемности с цифровой индикацией информации позволяет следить за степенью загрузки крана, длиной и вылетом стрелы, показывает фактическую величину груза на крюке, а также автоматически по заданным координатам ограничивает зону действия крана при работе в стесненных условиях. Остается только добавить, что скорость передвижения этого автокрана достигает 60 км/ч. а его полная масса с основной стрелой составляет 42,6 тонны.