Бульдозеры представляют собой навесное оборудование на базовый гусеничного или пневмоколесного трактора, хотя встречаются и экзотически модели, например на сталь-ных колёсах, включающее отвал с ножами, толкающее устройство в виде брусьев или ра-мы и систему управления отвалом. Современные бульдозеры являются конструктивно по-добными машинами, базовые тракторы и навесное оборудование которых широко унифи-цированы. Наиболее распространены бульдозеры с неповоротным отвалом, с поворотным отва-лом, бульдозеры-рыхлители, а также бульдозеры-погрузчики. Бульдозеры с неповоротными отвалами бывают с жесткими и шарнирными толкаю-щими брусьями. Бульдозер с первого типа оборудован отвалом , к которому жестко приварены два толкающих бруса, охватывающих снаружи базовый трактор. Брусья шарнирно уста-новлены на поперечной балке 6, болтами прикрепленной к раме трактора. Спереди к ней также прикреплен подрамник , к которому шарнирно через несущую рамку подвешен один гидроцилиндр двойного действия. К гидроцилиндру подведены два рукава высокого давления , которые соединяют его с гидросистемой трактора. Она состоит из гидронасоса, гидрораспределителя, гидробака и гидролиний. Подавая давление масла, развивае-мое гидронасосом, в одну полость гидроцилиндра, поднимают бульдозерный отвал, в другую — опускают его. Отвал в зоне резания грунта оборудован съемными ножами . Бульдозер второго типа включает в себя прямоугольные толкающие брусья , которые с одной стороны шарнирно с помощью упряжных шарниров связаны с тележками трактора, с другой — универсальными шарнирами — с отвалом . Для сохранения определенного положения и резания грунта с минимальными затратами энергии отвал с одной стороны удерживается гидрораскосом , с другой — жесткой тягой. Гидрораскос подсоединен к гидросистеме трактора и осуществляет перекос отвала в поперечной плоскости. Бульдозер оборудован двумя гидроцилиндрами подъема — опускания, которые также связаны с гидроприводом трактора. Гидроцилиндрами подъема — опускания отвал устанавливают в нижнее рабочее II, транспортное III и промежуточные положения. В качестве базовой машины может быть использован трактор, тягач или специальное шасси. Двигатель трактора через муфту сцепления или гидротрансформатор приво-дит в действие коробку передач и задний мост. Звездочки передают вращение от двигателя гусеницам, которые перемещают всю машину вперед или назад. Кабину размещают преимущественно в задней или в средней части, реже впереди машины у бульдозерного оборудования. Бульдозеры с поворотным отвалом отличаются от бульдозера с неповоротным отвалом тем, что на базовый трактор на упряжных шарнирах крепят охватывающую раму. Впереди рамы приварена шаровая опора, на которой установлен отвал, поворачивающийся налево или направо по ходу движения машины. По краям отвала располагают толкатели, предназначенные для крепления его к охва-тывающей раме. Переставляя толкатели, устанавливают отвал в правое положение по ходу машины, среднее или левое. В среднем положении отвала бульдозер выполняет такие же работы, как бульдозер с неповоротным отвалом, при боковых положениях отвала за-сыпают траншеи или очищают снег. Вертикальные перемещения отвала выполняют гид-роцилиндрами подъема- опускания. Отвал оборудован средними 8 и крайними 7 ножами.
Бульдозеррыхлитель характеризуется тем, что на тракторы, оборудованные бульдозером с неповоротным или поворотным отвалом, сзади навешивают гидравлический однозубый или многозубый рыхлитель. К заднему мосту базового трактора 8 крепят на шпильках опорную раму, на которой внизу шарнирно установлена рама, а вверху — тяга. К тягам шарнирно прикреплена рабочая балка так, что образуется параллелограммный четырехзвенник. По диагонали четырехзвенника установлены гидроцилиндры. В рабочей балке закреплен зуб прямоугольного сечения, на конце которого установлен быстросъемный наконечник. Выдвигая шток гидроцилиндра, поднимают рабочую балку и зуб в верхнее положение, втягивая шток — заглубляют рыхлитель в грунт. Благодаря параллелограммному четырехзвеннику зуб перемещается при подъеме по траектории, близкой к вертикали. На тяжелых бульдозерах-рыхлителях применяют рыхлители, у которых вместо верхней тяги устанавливают гидроцилиндры, обеспечивающие угловые перемещения рабочей балки и зуба для получения больших разрушающих усилий машин.
Бульдозер-погрузчик агрегатируют с колесным трактором или шасси. На базовом тракторе неподвижно закреплена рама, представляющая собой две вертикальные наружные стойки, жестко соединенные между собой. К раме шарнирно подвешивают стрелу. Одна сторона стрелы поднимается и опускается в вертикальной плоскости двумя гид-роцилиндрами. На противоположном конце стрелы на двух шарнирах прикреплена рамка, которая поворачивается относительно стрелы двумя гидроцилиндрами. К рамке крепят бульдозерный отвал, погрузочный ковш или другие виды сменного рабочего оборудо-вания.
Так же нужно сказать, что существует множество типов отвалов бульдозеров. Тип отвала напрямую связан с типом рамы крепления бульдозера. Отвалы бывают: для древесной щепы,для мусорных свалок,угольный отвал.